Всегда на связи
info@dmckazan.ru
Раифский монастырь - одно из самых посещаемых мест туристами и отдыхающими из России и из-за рубежа.
Раифский мужской Богородицкий монастырь имеет многовековую историю. Своим названием он обязан одноименному монастырю на Синайском полуострове, основанном на месте стана евреев при выходе с Моисеем из Египта в Израиль. Казанский Раифский монастырь расположен на берегу озера, в окружении вековых сосен. Он уникален и в архитектурном плане. Раифа относится к тем редким монастырям, которые восстановлены практически полностью. Его ансамбль считается шедевром архитектуры. Главная святыня монастыря — икона Грузинской Божьей Матери — и по сей день славится как чудотворная и дарует исцеления немощным: слепым возвращается зрение, беснующимся приходит очищение, а хромые получают исправление.
На сегодня Раифский мужской Богородицкий монастырь является центром посещения паломников и туристов не только с России, но и мира. Поток гостей не прекращается ни на день, и все уходят из святых ворот, омытые ниспосылаемой свыше благодатью. Многие верующие и представители духовенства считают именно Раифский Богородицкий монастырь настоящим Новым Иерусалимом, призванным стать не только центром восточного православия, но и православного мира всей России.
Основателем Раифы считается инок Филарет. Скитаясь по просторам Руси, забрел он на чистое озеро в глухом лесу и решил обосноваться здесь для служения Богу в тишине и покое. Вскоре у Филарета появились почитатели и последователи, некоторые селились рядом. Так, в 1600 – 1610 годах появилась иноческая пустынь. Однажды привиделось одному из иноков чудо, будто протянулась из облака рука, которая указала на место в лесу, и послышался колокольный звон. Узнав про это, предложил Филарет построить часовню для служения утрени и вечерни, что было сделано.
Уже в середине 18-го века, по данным Казанской епархии, в Раифской пустыни насчитывалось 15 каменных храмов. В 1794 году была построена, на месте пришедшей в ветхость после удара молнии церкви во имя Страшного Суда Господня, "иждивениями" благочестивой казанской мещанки Надежды Киселевой церковь во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Она цела, высока, и пройти по храму можно только по узкой лестнице. В 1842 году по проекту известного архитектора М.П. Коринфского вместо пришедшего в ветхость самого первого на территории обители каменного храма во имя Грузинской Божьей Матери было завершено строительство нового одноименного каменного собора, который и стал местом пребывания главной святыни монастыря - чудотворного образа Грузинской Богородицы. И то, что чудотворная икона находилась здесь, наложило на храм некий божественный отпечаток - во время исполнения церковных песнопений слышится здесь некий голос, звучащий на целую октаву выше и не принадлежащий никому из участников хора.
Однажды монахи Раифского Богородицкого монастыря попросили у Бога милости — избавить их от кваканья лягушек, мешающего им петь. Хор монахов славился далеко за пределами Казани. Чарующие звуки, отраженные в глиняных кувшинах, вмурованных в монастырские стены, потрясающим эхом на много километров разносились по округе. Но в паузах атмосферу благолепия нарушало пение их безгрешных, и тем не менее совершенно невыносимых конкурентов, которым монахи пожелали не смерти, а немости. Случилось чудо и лягушки замолчали. И молчат по сей день, хотя на берегу чудесного озера, где стоит Раифский Богородицкий монастырь они водятся в избытке.
Многие, в том числе зарубежные ученые пытались развенчать этот миф. Привозили сюда французских жаб, которые вблизи монастырских стен замолкали. Увозили исследовать монастырских лягушек. Но уже в километре от монастыря они начинали возбужденно прыгать, а затем заливались громким раскатистым кваканьем. Молчание лягушек — чудо, с которым сталкивается каждый приезжающий в Раифу.
Годы гражданской войны стали началом упадка Раифской обители. Сначала появились дезертиры, которые воровали скот, имущество, церковные деньги и утварь. Как писала Раифская братия в рапорте Епархиальному совету в декабре 1918 года: "пустынь совершенно разграблена, разорена и уничтожена, ни одной лошади и коровы не оставили, одни пустые стены остались и сами Христа ради питаемся". Когда же поймали тех бесчинников местные крестьяне, то порвали их в клочья за поругание святынь и имени Христова. В монастырь, для расправы с монахами, был отправлен отряд красноармейцев. Хотя монахи к расправе над мародерами не имели никакого отношения. И опять сбежались с окрестных деревень и сел крестьяне и не дали расстрелять монахов, а когда в самую мятежную деревню Бело-Безводную прибыл карательный отряд из 250 человек, в деревне и обители было уже пусто: мужики укрылись по лесам, а монахи разбрелись по ближним пустыням.
И конец бы обители Раифской, да вмешались профессора Казанского университета: в 1919 году появился в нем лесной факультет, для которого и была выпрошена обитель с близлежащими лесами. Монастырь оставили в покое, и вернувшаяся братия возобновила служение Богу. В 1921 году, в продолжение инициативы профессоров, здесь был заложен дендросад, в котором в настоящее время произрастает более 400 видов древесных и кустарниковых насаждений из Северной Америки, Западной Европы и Азии. Возрождение Раифского монастыря началось в 1990 году, когда игумен Всеволод служивший настоятелем Петропавловской церкви города Зеленодольска начал хлопотать за открытие монастыря. Именно ему монастырь обязан своим вторым рождением.
В настоящее время в монастыре построена монастырская гостиница и небольшая часовня с голубым куполом над Святым источником, вода в котором, по данным ученых, признана целебной. Примечательно, что часовню над Святым источником освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сентябре 1997 года. Монастырь осенен Благодатью, рождает священное чувство соприкосновения с Истиной и этим благодатным светом привлекает и верующих и людей, только встающих на духовный путь.